Мария Аронова

Афиша

Мария Аронова: «Турандот восстанавливает справедливость» 2006 г.

Президент премии «Хрустальная Турандот» Борис Беленький говорит о ней «Звезда номер один на театральном небосклоне» и «дарование, равное по масштабу Раневской». Мария Аронова, актриса Театра им. Вахтангова, будет ведущей церемонии уже второй год подряд.

 — Насколько для вас значимо, что вы играете Турандот, одну из главных ролей вахтанговского репертуара, пусть и не на сцене театра, а в зале Шерметевского дворца?
 — Ну я ж не Турандот! Какое отношение я к ней имею? Это просто идея Бориса Петровича Беленького, который хотел меня подключить к церемонии в одном из двух вариантов: сваха или сама Турандот. Так была придумана история: Турандот когда-то была нежной маленькой китаянкой, которая на русских блинах и осетрах превратилась в русскую красавицу в моем лице. Я с радостью согласилась на предложение Беленького, ведь это одна из моих первых премий. Да еще там собирается фантастическая публика, от уровня которой просто голова кружится! Да еще это Кусково! Это безумно красиво. Чего стоит один знаменитый фейерверк над гладью пруда! И, безусловно, сам Борис Петрович Беленький. С ним и его женой Леночкой у меня нежная тесная дружба. Говоря о премии, нельзя не сказать о них: делают добро, занимаются благотворительностью, вытащили из нищеты огромное количество очень известных и всеми любимых артистов. И когда такие люди приглашают тебя, это просто счастье.
 — В прошлом году вашим партнером был Дмитрий Назаров. В этом сезоне им станет Александр Адабашьян.
 — Поначалу мы думали сделать сваху, но потом общими мыслями вышли на нового свата — на Сашу Адабашьяна. Он владеет столькими профессиями, что понимаешь: ты сама — муравей, который тупо занимается своим делом. А Саша компетентен и талантлив во всем.
 — «Хрустальная Турандот» не просто церемония, а целый спектакль с хорошим драматургическим текстом.
 — И Беленький очень серьезно к нему относится, на репетициях призывая к серьезности и нас. Это действительно очень ответственное дело, а не просто два притопа три прихлопа. Да еще с учетом тех людей, которые туда придут: актеры, критики, гости. В прошлом году у меня ноги подкашивались, когда я видела лица сидевших в зале легенд. Увы, с моими гастролями — только что вернулась из Екатеринбурга, а потом улечу в Челябинск и Киев — у нас мало репетиций. Но надеюсь, что все будет хорошо.
 — А как при такой загруженности вы ухитряетесь выучить огромные массивы текста?
 — Для меня вот студент МФТИ — марсианин. А другие не понимают, как можно запомнить монологи. Но это не секрет, а только профессиональная привычка. Самое главное тут — не заменить мне экземпляр. Если, не дай Бог, перенос будет в другом месте, то зависаю, как компьютер: ведь память фотографическая. Однажды я выходила из машины, и текст упал в лужу. Я вся измазалась, пока садилась на каждый листок, прежде чем его поднять. И вот мне предложили поменять экземпляр. Это была катастрофа! В результате я репетировала по грязному тексту и говорила себе: в следующий раз покупай папки с резинками.
 — На прошлой церемонии у вас был роскошный наряд.
 — Это делала Алла Коженкова. У этой фантастической женщины своя мастерская, в которую мы приехали ночью, и она подобрала мне верхнее кимоно, а нижнее кроваво-красное платье из атласа мне сшили за несколько часов и за одну примерку — у нее гениальная команда. Моя ближайшая подруга Светлана Синицына занималась подбором серебряных украшений из ее собственной коллекции. На «Хрустальной Турандот» костюм мне помогал, я ощущала, что выгляжу в этом миксте из китайского, русского народного и роскошного вечернего по-царски.
 — Вы получили «Турандот» за спектакль «За двумя зайцами»…
 — Вручали мне премию Этуш и Борисова. Это было очень красиво и волнительно, хоть я и догадывалась, что получу премию, ведь мне говорили: «Ты должна ОБЯЗАТЕЛЬНО прийти!» Я всегда извинялась перед Борисом Петровичем за ту премию, потому что меня потрясла Юлия Константиновна Борисова: после статуэтки и диплома она вынесла рушник, на котором была ручная вышивка сцен из «Горе от ума». Этот рушник Борисовой передал легендарный То порков, сказав: «Это переходное знамя. Если увидишь человека, который будет достоин его нести, передай ему». Теперь надо и соответствовать этому знамени, и смотреть вокруг, оглядываться, чтоб не оказаться этаким «премудрым пескарем». Сегодня в театр пришло фантастически талантливое поколение — они хотят заниматься этой профессией, честно, рожая идеи, работы. Они не зациклены на зарабатывании денег — настоящие театральные люди.
 — Значит, российский театр вполне жив?
 — Бывают перемены, в которых человек должен ориентироваться. Понятно, что есть те, кто не сможет запрыгнуть в поезд на ходу, и те, кто не сможет удержаться в нем. Это жизнь. Но жаль, если происходит несправедливость, ведь есть люди, к которым нельзя применить слова «у нас незаменимых нет». И Беленький — это тот человек, который восстанавливает справедливость. Вся его жизнь основана на таких «Хрустальных Розах», которая в прошлом году была вручена Николаю Караченцову через его жену. Это жизненная философия людей, которые делают «Хрустальную Турандот», — они дают премии молодым, которых мало кто знает. Это дорогого стоит. Они по-настоящему помогают пожилым. От них исходит такое ощущение покоя и правильной мысли, что становится ясно: они — двигатель всей этой истории. Поэтому в Шереметевский дворец с таким удовольствием приходят наши легендарные артисты.

Анастасия Томская,
vakhtangov.ru